По следам шторма

Исследователи Черного моря с помощью математического моделирования установили, что за последнюю четверть века количество штормов увеличилось на 15%.  Впервые зафиксированы даже волны-убийцы с высотой до 10,3 м (22 ноября 2001 г. 44°30,40 и 37°58,70 на изобате 85 м). До этого максимальная  высота волны 7,3 м была отмечена на МГ «Херсонесский маяк» 10 ноября  1981  года, что было  абсолютным  максимумом  в  Азово-Черноморском  регионе.  Максимальная  среднегодовая  повторяемость  высоких  волн наблюдается на МГ «Херсонесский маяк» и составляет 13,7 %.  В последнее время на  побережье  Крыма наблюдается все большее число таких опасных волн.

Страшная трагедия,  разразилась у берегов Крыма  в  ноябре  2007 года,  когда  в  результате сильного шторма в Керченском проливе погибло много людей, утонули суда,  произошел разлив нефти, окружающей среде был нанесен серьезный ущерб.  Тогда с Балканского региона   южный циклон  со скоростью 70 км/ч устремился в сторону Крыма.   Сила ветра к утру 11 ноября достигала: в Керчи — 27-32 м/с, в Анапе — 25-30 м/с, в Геленджике — 30-35 м/с! По сведениям МЧС России высота волн тогда достигала почти 5 м. В результате в Керченском проливе затонули четыре судна; сорваны с якорей и сели на мель шесть судов; получили повреждения два танкера; находилась в дрейфе баржа.  Нефтеналивное судно, перевозившее мазут, разломилось в районе якорной стоянки с южной стороны острова Тузла.  В результате чего произошёл разлив около 1300—1600 т нефтепродуктов.

Поэтому режиму  ветра  и  волнения  в Черном море  уделяется  достаточно  много  внимания, т.к. штормы являются одними из наиболее важных  элементов,  определяющих  безопасность  мореходства  и  береговой  инфраструктуры. Но что реально происходит в толще воды с живыми существами? Об этом практически ничего не известно. Достаточно сложно «поймать» шторм и еще сложнее исследовать его «изнутри». Тем не менее, благодаря объединению усилий Севастопольского городского отделения Русского Географического общества, Института природно-технических систем и Института морских биологических исследований РАН эта задача была успешно решена. Исследователи выполнили комплексные океанографические исследования (на ГС «Донузлав» и НИС «Профессор Водяницкий» в июне 2016 г.) и проследили на протяжении 10 дней, что происходило с экосистемой в процессе развития умеренного шторма. При этом выяснилось, что природа гениально умна, поскольку планктон, икра и личинки рыб, как клавиши пианино, играют  свою партию, в которой каждому существу отведена своя роль. Многие знают, что на ЮБК летом вода иногда становится ужасно холодной – это апвеллинг или подъем глубинных вод. Было установлено, что сгонный ветер может вызвать этот резкий подъем, и тогда холодноводные виды, могут парадоксально оказываться над тепловодными. В свою очередь, приповерхностные микроводоросли, личинки и молодь разных видов еще в начале действия сгонного ветра благополучно путешествуют в отрытое море, чтобы потом быть возвращенными к новым местам обитания. Долгое время считалось, что крупные медузы «умные» и загодя уходят в глубины от шторма. Разгадка их поведения оказалась прозаично простой: с усилением ветра до 7 м/с возникают столь сильные  вертикальные циркуляционные потоки у поверхности, что они не могут их преодолеть и оказываются на глубине термоклина (10–15 м). После шторма прибрежные воды опустели и лишь спустя десять дней количество личинок и икры рыб вернулось до обычного состояния. Таким образом, комплексный анализ  океанографических данных, проводимый сотрудниками лаборатории биоокеанографии ИПТС, показал удивительную картину биофизической селекции организмов пелагиали в зависимости от их таксономической принадлежности, возраста, поведения и экологии. Штормы играют важную роль в расселении прибрежных видов.

 

Вам может также понравиться...